anna23360@mail.ru
Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Константинов ауылының "Березка" балабақшасы" мемлекеттік коммуналдық  қазыналық кәсіпорны
Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімінің жанындағы Константинов ауылының "Березка" балабақшасы" мемлекеттік коммуналдық  қазыналық кәсіпорны

Біз әлеуметтік желілердепіз

одноклассники

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Рекомендации воспитателя: «Как справиться с капризным ребенком?»

14.06.2018

 Задумывались ли вы о

том, что часто за повседневным заботами мы не замечаем, как меняются наши дети?

Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за

временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был

полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то,

с чем он уже вполне может справится самостоятельно. Но бывает и так, что мы

опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы

подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на

самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот почему очень важно знать о

возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть

готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся

особенно очевидным в период возрастных кризисов. Несомненно, все дети разные, и

каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие

закономерности развития. Например, в 2–3 года ребенок еще не может надолго

сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать

все наоборот, в 6–7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т. д.

Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время

не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно

относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для

того или иного возрастного периода особенностях. В этом возрасте малыш еще не

может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большой

частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции

непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния

на другое. Активно развивается речь ребенка. В этом возрасте вашему ребенку

важно:           много двигаться, потому

что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает

окружающее пространство;          

освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами,

потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга

и речи;           как можно шире

осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и

в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный

запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество

понимаемых;           играть, поскольку

именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции:

восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает

окружающий мир, познает законы взаимодействия;           продолжать выстраивать отношения со

взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на

них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от

взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения

почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для

ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе»;           получать помощь взрослого в тот

момент, когда у него что — то не получается, поскольку ребенок в 2–3 года может

реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать

вещи;           иметь достаточно времени

для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в

этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять

решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу. Что же делать

родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет? По отношению к малышу

кризисного возраста от взрослого требуется выдержка и спокойная требовательность

в выполнении правил повседневной жизни. Руки перед едой надо мыть. Шапку в

ветреную погоду надевать и не бегать перед сном босиком по полу с чистыми

ногами. Требования к поведению должны четко формулироваться, и в их исполнении

взрослый должен быть последовательным. Нельзя сегодня запрещать есть грязными

руками, а завтра не обратить на грязные руки ребенка внимание, ничего «не

заметить». Малышу можно читать как можно больше текстов, в которых обыгрывается

переворачивание привычных ситуаций. Классический пример — «Путаница» К.

Чуковского. Много подобных стишков в фольклорных подборках для малышей, в

переводах английских текстов для маленьких. Кроме чтения, при любом возможном

случае, опережая возникновение конфликтных ситуаций, нужно предлагать трехлетке

игру под названием «Делай все наоборот». «Давай сегодня делать все наоборот. Я

тебе буду говорить: «Антоша, а ну-ка не мой руки!» А, ты возьмешь и помоешь! Я

тебе скажу: «Антоша, мы не идем гулять!» А ты что должен делать?» и т. д.

Ребенку условия такой игры невероятно нравится. Они отвечают его внутреннему

состоянию. От взрослого же требуется изо всех сил хмурить брови и деланно

возмущаться: «Нет! Вы только посмотрите! Мы не идем гулять! А он уже оделся! У

нас все садятся за стол с грязными руками! А он зачем-то их помыл!»

Выдерживаемая взрослым игровая позиция вызывает у ребенка восторг. Постарайтесь

выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в

воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах

разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею. Знайте,

что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и

находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей

независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас — действительно

ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть — можно. И если есть хоть

малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у

папы, у бабушек, у дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте

правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что

«эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что

любое его желание — как приказ. И вдруг — что-то почему-то нельзя, что-то запрещено,

в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему — то ребенку

трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него.

Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя

самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного

превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех

лет становится ведущей деятельностью ребенка. Необходима перестройка отношений

с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Если родители

в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и

самостоятельности, то этим они поддерживают его новое представление о себе и

приучают к разумному различию тех областей жизни, в которых он действительно

может вести себя «как взрослый», и тех, в которых он пока еще остается

маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приведет

к преодолению симптомов кризиса. Вам как его родителям важно:           Понимать, что энергичный и активный

ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть

готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в

котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных

игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по

игре.           Предоставьте ребенку

возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, шишками, камушками,

и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром

взрослого!           Чаще разговаривайте с малышом, читайте

ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие.

Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку

ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с

полуслова.           Предоставлять

возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут

сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части,

перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2–3 года в

процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его

взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

          Относится к ребенку спокойно и

дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные

потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко

сформулировать и заявить.          

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша

возможности открытия нового и интересного.] Ваша родительская тревога не должна

замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом

возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

          Понимать, что у маленького

ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только

настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно

не воспринимаются.           Относится

спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения

трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая — то сложная

для него задача, вполне естественны. Самый простой способ борьбы с капризами —

переключение внимания. Просто смените тему. Например, не хочет чистить зубы и

мыться, спросите его: «Что ты делал сегодня в садике?» Вместо того чтобы грубо

настаивать на своем, сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах

предстоящего действия. Скажите, например: «Давайте попробуем на вкус новую

зубную пасту! Она такая сладкая!» (Паста может быть вовсе не новая и не

сладкая, но цель будет достигнута — малыш заинтересуется!) Внесите фантазию в

рутинный процесс. Например, можно сказать: «Давай полетим в ванну, как

дракончики!» — схватить малыша, покружиться с ним по дороге и с рычанием

опуститься в воду. Или, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в

сторону, приложите палец к губам и скажите: «Ш — ш — ш! Серый волк идет! Давай

спрячемся от него!» Уверяем вас, что ребенок забудет о слезах и захочет

поиграть в прятки с волчишкой. Не бойтесь выглядеть смешным. Чем нелепее вы

себя ведете, тем лучше. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что

разговариваете с ней. Или попрыгаете на одной ноге. Забудьте о серьезности,

превратитесь на мгновение в ребенка. Хорошее поведение ребенка обязательно закрепите

похвалой. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Между тем

похвала для детей — это как вода и солнце для растений. Похвала должна быть

немедленной. Как только вы увидите что-то положительное, тут же хвалите за это

ребенка. Все свое внимание следует уделять хорошему, а не плохому поведению

вашего чада. Психологи советуют: «Игнорируйте поведение, которое вам не

нравится. Хвалите поведение, которое вам нравится». Если вы будете следовать

этому правилу, ваш «капризный монстр» очень скоро научится прислушиваться к

вам. Помните, что капризность лучше предотвратить и изначально не допускать

ошибок в воспитании ребёнка, нежели потом исправлять свои ошибки. На это

потребуется немало времени и терпения, а самое главное — любви и внимания, тогда

спустя некоторое время вы увидите, что ваш капризуля изменился в лучшую

сторону. 

 

Просмотров: 420


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст